5 ЗАП
Из истории 5 ЗАПа
Июнь 1941 г.
4-й авиационный полк под командованием майора Гетмана, был отведен под Воронеж, где соединившись с 164 резервным полком, и положил начало рождению 5 запасного штурмового авиаполка.
Октябрь 1941 г
Массированному налету подвергся 18-й воронежский завод, освоивший к началу войны выпуск штурмовиков Ил-2.
Приказ Ставки Верховного командования: «Демонтировать завод и отправить эшелоны с оборудованием в Куйбышевскую область».
Помогали демонтировать завод и сопровождали на новое место авиаспециалисты 5 –го запасного авиаполка. А остальные летчики и авиаспециалисты на самолетах полетели в село Красный Яр , где и располагался 5 ЗАП.
Ноябрь1941 г.
В конце месяца приступили к выполнению особо важного задания: подготовки летного состава для фронтов Великой Отечественной войны. Шли первые, самые горькие и тяжелые месяцы войны и самолеты, и летные кадры: летчики, воздушные стрелки, механики - нужны были фронту как воздух, как хлеб.
Спустя некоторое время, 5 запасной авиаполк был переведен в с. Кинель-Черкассы, где находился уже до конца войны.
Командиры:
- Александров Сергей Сергеевич, он напишет книгу «Крылатый танк», первая глава которой рассказывает об истории создания 5ЗАПа, о его смелых воинах.
- Царев, майор, с сентября 1942 г. командир 5 ЗАПа.
Военком Хотылев
- Беляков Александр Никифорович, подполковник. (14.04.1911-20.03.1946 гг.)
Человек беззаветной преданности, летчик высокого класса, командует 5 ЗАПом с августа 1942 г. В 1946 г. он умер и по завещанию похоронен в селе Кинель- Черкассы на территории сельскохозтехникума, там где в годы войны располагался штаб 5 запасного авиаполка.
1 эскадрилья - с .Кинель-Черкассы
2 эскадрилья - м. Толкай
3 эскадрилья - с.Черновка
Лётчики- инструкторы 5 ЗАПа: Иванов С.С., Смыслов И.Е, Галкин, Астахов, Карпов И.Л, Текутьев А.М, Комиссаров, Лобков, Липовецкий К.И. и др. участвовали в Сталинградской битве, на Курской дуге, а затем были отозваны на инструкторскую работу в 5 ЗАП.
Они рвались на фронт, подавали рапорты, но им говорили: «Ваша передовая здесь».
И они сражались с врагом здесь, по-своему, без устали готовя летчиков. А когда цикл подготовки закончился, летчик –инструктор отправлялся со своей группой на один из фронтов Великой Отечественной войны. Там он вместе со своими учениками участвовал в воздушных боях, а потом возвращался в полк. Так были награждены орденами «Красной Звезды» летчики-инструкторы Смыслов И.Е, Иванов С.С, Текутьев А.М, Карпов И.Л.
5 Запасной авиаполк был лучшим, по мнению командира 1 Штурмовой Краснознаменной запасной авиабригады, не только в бригаде, но и одним из лучших в Воздушных Силах Советской Армии. И поэтому сюда неоднократно приезжали летчики – инструкторы и специалисты из других полков, чтобы поучиться военному мастерству у летчиков 5 ЗАПа.
Из 5 Запа выходили не только хорошо обученные летчики, но и преданные, верные своей Родине сыны.